Христианский храм у горы Килиса-Кая

В 2016 году в Крыму у подножия горы Килиса-Кая недалеко от Судака был раскопан и исследован трёхапсидный крестово-купольный храм. Удивительно, что памятник такой уникальной сохранности был обнаружен совсем недавно.

Храм у горы Килиса-Кая. Вид из притвора на алтарную часть храма. Сентябрь 2020 г.

Храм был обнаружен в 750 метрах к югу от 86-го километра трассы Судак-Щебетовка на восточном склоне балки у северного подножия горы Килиса-Кая. Координаты: 44°52’56.60″С, 35°02’20.30″В. Высота над уровнем моря — 240 метров.

История открытия храма такова: развал камней постройки размером 20 х 15 метров в этом месте был обнаружен разведками археологической горно-крымской экспедиции (руководитель В. Л. Мыц) в 1999 году. Строение было полностью затянуто дёрном. Памятник был атрибутирован как монастырь в связи с названием близлежащей горы Килиса-Кая (Церковная гора). Раскопки экспедицией не проводились [5, с. 135, 144].

В марте 2016 года на фрагмент кладки в лесу наткнулись местные жители, которые сообщили об этом археологам. Специалисты сразу определили, что это, скорее всего, часть культового здания, и уже в мае приступили к раскопкам [8].

Локализация храма (красный прямоугольник) на карте горного Крыма [7]. Жёлтым цветом показан спуск к храму по дну небольшого оврага с хребта Токлук-Сырт. Начало спуска — седловина перевала 371 м (координаты: 44°52’42.10″С, 35°02’07.10″В). Зелёным цветом отмечена грунтовка от шоссе Судак-Щебетовка (координаты поворота на грунтовку: 44°53’15.36″С, 35°02’14.71″В).

Вид на хребет Токлук-Сырт с хребта Таракташ [9]. Красным овалом выделено место расположения храма. Жёлтым цветом показан спуск к храму с хребта Токлук-Сырт. Зелёным отмечена грунтовая дорога от шоссе Судак-Щебетовка. Отметки высот даны: чёрным цветом — по походному навигатору, красным цветом — по топографической карте.

Вид на храм с 3-ей вершины Килиса-Кая (460,1 м). Сентябрь 2020 г.

 

Поворот на грунтовку с шоссе Судак-Щебетовка. Ноябрь 2020 г.

Археологические архитектурные и церковные термины, встречающиеся в этой статье:

Апсида — выступающая полукруглая (иногда многоугольная) часть здания, перекрытая полукуполом [12, с. 19]. Двухпанцирная стена. Панцирем называют внешний слой стены. Двухпанцирная стена — стена с забутовкой между внешними слоями [12, с. 195-196]. Замко́вый камень (иногда просто замо́к) — клинчатый камень кладки в вершине свода или арки. При выкладке арки или нервюры свода его вставляют последним и он «запирает» другие клинчатые камни, уравновешивая боковой распор криволинейного перекрытия, отчего вся конструкция приобретает прочность. Крестово-купольный храм — культовая христианская постройка, имеющая внутри четыре опоры, которые соединены арками. Различают ранний тип крестово-купольных храмов с планом в виде вписанного креста, отделенного стенами от угловых частей здания (то есть с основным внутренним пространством крестовидной формы), и поздний, «простой», со свободно стоящими четырьмя столбами. На арки опирается барабан, причем переход от квадратного в плане подбарабанного пространства к барабану обеспечивают паруса, которые заполняют пространство между арками и распределяют нагрузку по периметру. Барабан же перекрывается куполом. Тип крестово-купольных храмов пришел в Крым из Византии в VI-VII вв. и с IX в. стал основным [12, с. 124]. Неф — продольная часть христианского храма, расчлененного колоннадой на три или пять отсеков, из которых средний шире и выше остальных [12, с. 177]. Престол — имеющийся в алтаре православного храма стол (помимо жертвенника), на котором находятся крест, Евангелие, антиминс (ткань с изображением Иисуса Христа, помещаемого «во гроб») и дарохранительница. Последней называют ларец с запасными святыми дарами и дароносицей. Под святыми дарами подразумеваются хлеб и вино, «превращенные» ритуальными действиями священника в тело и кровь Христа для таинства причащения. Дароносица — сосуд, в котором священник носит святые дары на дом к больным и умирающим [12, с. 211]. Притвор — помещение перед входом в церковь [12, с. 211]. Синтрон — дугообразное сидение в алтарной апсиде христианского храма [12, с. 233]. Солея — пространство предшествующее алтарю, возвышающееся на одну или несколько ступеней над уровнем пола [13, с. 751]. Стратиграфия — последовательность в залегании культурных слоев и стерильных прослоек на археологическом памятнике. Благодаря стратиграфии можно установить относительную хронологию каждого слоя, а следовательно, и представляемой им археологической культуры [12, с. 253].

Внутреннее пространство храма у подножия горы Калиса-Кая на сегодняшний день раскопано полностью. Атмосферные осадки начали частично разрушать стены храма. Особенно пострадал его юго-западный угол.

Юго-западный угол храма, пострадавший от дождей. Сентябрь 2020 г.

Для защиты от атмосферных осадков храм был укрыт двухскатным стационарным навесом.

Храм с юга. Сентябрь 2020 г.

С внешней стороны храма целиком зачищена западная и частично южная и восточная стены. Особо примечательна уникальная сохранность культового сооружения.

Вход в притвор храма (с запада). Сентябрь 2020 г.

Необычным кажется то, что памятник таких размеров и такой сохранности был обнаружен совсем недавно. Но именно благодаря скрытости сооружения под землей и его удалённости современные исследователи обнаружили его практически целым. Имеющиеся письменные источники не говорят о том, что в этом месте был храм [6]. Единственным указанием на наличие здесь в прошлом культового христианского объекта являлось название горы, рядом с которой он расположен. В переводе с крымскотатарского Килиса-Кая означает Церковная гора (кильсе или kilse  — церковь). Да и сама гора Килиса-Кая напоминает многокупольный православный храм.

Купола Килисы-Кая. Фото с сайта «Отдых в Крыму» [10].

Вероятно, следы храма были настолько слабо различимы, что в записках путешественников конца XVIII – первой половины XIX в. он никак не упоминается. В наиболее полном описании христианских древностей полуострова, оставленном Гавриилом, архиепископом Херсонским и Таврическим, в середине XIX века [4], есть упоминание, по крайней мере, о развалинах пяти христианских храмов, находившихся поблизости от деревни Токлук (Богатовка).

«При деревне Токлук, помещика Спайдаки, были три древние греческие храма: один во имя «св. пророка Илии», другой во имя «св. великомученика Георгия», а третьему ни жители Татары, ни сам помещик наименования не припомнят, ибо переселясь сюда нашли уже одни развалины… В 7 верстах от означенной деревни, во глубине леса, принадлежащего также г.Спайдаки, видны фундаменты и несколько разбросанных камней, оставленных после двух древних греческих монастырей. Один из них был во имя «св. Иоанна-Златоустого». С южной стороны его находится источник. Другого, стоявшего неподалеку, наименование неизвестно. Лес их окружающий в прежнее время принадлежал монастырям.» [4, с. 327].

На основании описания архиепископа Гавриила, возможно, в 2016 году был найден храм, посвящённый Святому Иоанну Златоусту. Однако точно сопоставить раскопанный храм с этим легендарным объектом пока нет возможности [1, с. 46]. Родник в ста метрах на юго-юго-восток от найденного храма имеется. Но сам храм находится в 2-2,5 км по прямой от села Богатовка (бывш. Токлук). А архиепископ Гавриил пишет о 7 верстах расстояния. Одна верста — это 1066,781 метра [10, с. 52]. 7 вёрст — это 7,47 км. Богатовку от найденного вновь храма отделяет непроходимая полуторакилометровая северная стена массива Килиса-Кая, которую на пути к храму надо объезжать с запада или востока. С учётом существующей в настоящее время системы дорог-грунтовок можно построить три маршрута от Богатовки (Токлука) к храму. Западный маршрут показан малиновым цветом — 6 км. Центральный маршрут показан голубым цветом -3,6 км. Вторая половина этого маршрута (отмечено жёлтым) идёт по небольшой балке, в которой не видно следов тропы, если она там и была раньше. Восточный маршрут показан оранжевым цветом — 5 км. Все эти маршруты намного меньше 7 вёрст архиепископа Гавриила. Может быть, он ошибся с цифрой или ему предоставили неточные данные?

Локализация храма (красный прямоугольник) на карте горного Крыма [7]. Жёлтым цветом показан спуск к храму по дну небольшого оврага с хребта Токлук-Сырт. Зелёным цветом отмечена грунтовка от шоссе Судак-Щебетовка. Малиновым, голубым и оранжевым цветом показаны возможные пути к храму от села Богатовка (Токлук).

Объяснить возникновение столь значимого культового православного сооружения вдали от средневековой Сугдеи на сегодняшний день сложно. Не исключена его связь с синхронным поселением XIV-XV веков в Айванской долине, расположенном примерно в 1 км к северо-востоку [5, с. 71, 74, 83].

Локализация храма (красный прямоугольник) на карте горного Крыма [7]. Жёлтым цветом показан спуск к храму по дну небольшого оврага с хребта Токлук-Сырт. Зелёным цветом отмечена грунтовка от шоссе Судак-Щебетовка. Границы известных на сегодня поселений эпохи христианства обведены красным цветом [5].

Очень вероятно предположение о том, что храм является центром крупного христианского монастыря, возникшего у источника вблизи дороги, ведущей от Сугдеи (Судака) через долину Айван и перевал Синор в сторону села Козы (современная Солнечная Долина) и далее в село Токлук (современная Богатовка) [1, с. 46].

Вид на храм с запада. Сентябрь 2020 г.

Храм представляет собой почти квадратное в плане сооружение с большим притвором, ширина которого меньше ширины храма.

На переднем плане — притвор храма. На заднем плане — центральная апсида. Сентябрь 2020 г.

Общая длина по оси запад-восток составляет 19,5 метров, по оси север-юг 12,5 метров ([1, с. 44], [2, с.109]). Археологически здание представляет собой трёхнефный трёхапсидный храм с выступающими апсидами с востока и притвором с запада. Общие размеры храма с апсидами: внешние – 17.95 × 11.19 метров, внутренние – 8.60 × 10.5 метров. Притвор: внешние – 7.80 × 5.00 метров, внутренние – 6.12 × 3.95 метров. Храм направлен по оси запад – восток, азимут 3° [3, с. 147-148].

Храм у горы Килиса-Кая. Пропорциональное построение [3, с. 148].

Храм имеет крестово-купольную конструкцию, о чем свидетельствуют четыре полностью сохранившиеся квадратные подпорные столбы.

Вид от южного входа в сторону притвора. хорошо видны подпорные столбы на переднем плане. Сентябрь 2020 г.

С внешней стороны боковые апсиды – трёхгранные, с одним окном по центру, центральная – пятигранная, с тремя окнами. С внутренней стороны центральной апсиды зафиксирован одноступенчатый синтрон и основание квадратного престола [1, с. 44].

Центральная апсида храма. Сентябрь 2020 г.

Все двухпанцирные стены с забутовкой сложены на качественном известковом растворе из местного песчаника. Все архитектурные детали традиционно выполнены в основном из местного ракушечника. Средняя толщина стен составляет 0,90–1,10 метров. Максимальная сохранившаяся высота северной стены составляет 4,60 метра [1, с. 44].

В центре алтаря частично сохранилось и основание квадратного в плане престола, выложенного по краям блоками песчаника и ракушечника. Полностью сохранившаяся алтарная преграда высотой в один ряд кладки выполнена из обработанных блоков ракушечника. С западной стороны к центральной части алтарной преграды примыкала солея, выполненная из обработанной плиты ракушечника. В заполнении притвора была обнаружена колонна, изготовленная из песчаника, обрамлявшая, вероятно, царские врата [1, с. 44].

Пол храма был вымощен крупными известняковыми плитами, тщательно подогнанными друг к другу на известковом растворе.

Вид из центральной (подкупольной) части храма в сторону притвора. Сентябрь 2020 г.

Лучше всего вымостка сохранилась в северной части храма, возле алтарной преграды, центрального и южного входов. На площади притвора зафиксированы только отдельные плиты вымостки. Центральные входы в притвор и храм расположены соответственно по центру западных стен. Помимо этого, в южной и северной стенах храма сделаны дополнительные входы. Сохранившиеся карнизы, обрамляющие центральные входы, позволяют точно установить их высоту и предположить наличие арочного перекрытия [1, с. 44].

Также прослежены и конструктивные элементы, однозначно говорящие о том, что двери были двухстворчатые и открывались внутрь. О наличии запорного устройства свидетельствуют пазы в откосах входа. Двери входа в южной стене, открывающиеся также внутрь, были одностворчатые, но с таким же арочным перекрытием. Как и центральные входы, южный дверной проем завершался аналогичными карнизами. Вход в северной стене имел также одностворчатые, открывающиеся внутрь двери, но меньшего размера и высоты [1, с. 45].

Стены храма и притвора покоились на мощном фундаменте, выступающем на уровне древней дневной поверхности с внешней стороны южной, северной и восточной стен сооружения.

Все внутренние поверхности стен сооружения и подпорные столбы были украшены фресковой росписью. К сожалению, от неё сохранились только несколько небольших фрагментов, наибольшее количество которых зафиксировано на стенах северной апсиды.

Вдоль южной стены храма и притвора располагались могилы прихрамового некрополя. Одна из них, двухъярусная по конструкции, пристроенная непосредственно к фундаменту юго-западного угла храма, была исследована в 2016 году. Пространство к югу от могил, расположенных вдоль южной стены храма и до северного склона балки, было вымощено разномерными плитами песчаника. Вероятно, могилы прихрамового некрополя также располагались с внешней стороны северной стены и алтарной части. Внутри храма и притвора погребальные сооружения раскопками 2016 года зафиксированы не были [1, с. 45].

Прихрамовый некрополь [6].

Максимальная мощность культурного слоя в северной бровке раскопа от уровня современной дневной поверхности до плит вымостки храма составляет 5,50 м. Мощность культурного слоя по центру притвора составляет 3,60 м, по центру храма – 2,70 м. Под мощным слоем натёчного грунта зафиксировано несколько прослоек пожара и сырцовой глины, которые подстилает в центральной части храма полукруглый каменный завал от разрушавшихся стен. Последний расположен на слое пожара, перекрывающего пол храма. В притворе под слоем натёчной глины расположен мощный горизонт его разрушения, который подстилают слои извести и многочисленные тонкие прослойки горения, перемешанные со слоями извести, образующими горизонт толщиной до 1,60 м. На полу притвора чётко выделяется слой пожара и печины [1, с. 45-46].

Археологический материал, в том числе нумизматический, обнаруженный в ходе раскопок, а также данные стратиграфии заполнения объекта и культурного слоя с внешней стороны западной, восточной и южной стен позволяют утверждать, что храм был разрушен в последней четверти XV века. После этого его развалины использовались, вероятно, в качестве жилых помещений и кошары до конца XVII века. В пользу этого предположения свидетельствуют и попытки изменения функционального назначения здания, выразившиеся в сооружении нескольких каменных перегородок и очагов. Большая часть археологического материала относится, естественно, именно к этому времени [1, с. 46].

Небольшая часть материала, в том числе нумизматического, обнаруженного на полу храма и притвора, однозначно относится к первой половине – середине XIII века, но чётко выраженного слоя не образует. Несколько культовых раритетных находок датируется второй половиной X–XI вв., но не исключено их использование и в более позднее время [1, с. 46]. Дело в том, что все культовые сооружения, в отличие от жилых и хозяйственных построек, постоянно чистились. По этой причине находок со времени строительства и начала использования храма обычно бывает очень мало [8].

На сегодняшний день можно предположить, что храм был сооружен во второй половине XII – первой половине XIII вв. и в качестве православного культового сооружения использовался до 1475 года (год покорения Крыма Османской империей). Затем храм был превращен в кошару, существовавшую до конца XVII века, и после этого к концу XVIII века был практически полностью погребён под толщей земли [1, с. 46].

По итогам археологических раскопок 2016-2017 годов, с учётом архитектурных традиций византийского церковного зодчества, был воссоздан предположительный вариант облика храма [2].

Общий вид храма с юго-запада [2, с. 111].

Общий вид храма с востока [2, с. 111].

Реконструкция алтарного пространства храма [2, с. 114].

Реконструкция разреза по оси запад-восток. Вид с севера [2, с. 114].

Впоследствии эта реконструкция архитектурного объёма храма была уточнена  двумя способами. Соотношение пропорций здания определялось как применением модуля (Правило Муцопулоса), так и геометрическим методом, кратным стофунтовой мере [3]. В результате расчётная высота храма до замкового камня составляет 10,90 метров. Высота барабана — около 2,00 метров. Высота боковых нефов — около 6,40 метров [3, с. 150].

Родник у храма под горой Килиса-Кая. На заднем плане полиэтиленом накрыт сборный бассейн. Сентябрь 2020 г.

В 100 метрах на юго-юго-восток от храма имеется каптированный родник.

Даже безводным летом 2020 года он не пересох. Координаты: 44°52’53.50″С, 35°02’21.40″В. Высота над уровнем моря — 260 метров.

Вид от родника в сторону храма. В центре на заднем плане — тропа ведущая к храму вдоль правого орографического склона балки. Вправо уходит тропа на восток вдоль подножия Килисы-Кая. Сентябрь 2020 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Майко В. В. Христианский храм у подножия горы Килиса-Кая возле Судака (предварительное сообщение) // Материалы международной научной конференции «Археология средневекового храма» к 170-летию К. К. Косцюшко-Валюжинича 25-29 сентября 2017 г. — Севастополь : ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический», 2017. — 90 с. С. 44-46.
  2. Майко В. В., Карнаушенко Э. Н. Вариант реконструкции храма у подножия горы Килиса-Кая близ города Судака // Материалы научной конференции X Международного Византийского семинара ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: «Империя и полис» 28 мая — 01 июня 2018 г. Севастополь-Балаклава. — Севастополь, 2018. — 185 с. С. 109-114.
  3. Иожица Д. В. Новый этап изучения храма у горы Кильса-Кая (Судак). Пропорциональный анализ храма // Новые материалы и методы археологического исследования: От критики источника к обобщению и интерпретации данных. Материалы V Международной конференции молодых ученых. Москва, 19-21 марта 2019 г. – М. : ИА РАН, 2019. – 264 с.: ил. С. 147-150.
  4. Гавриил, Архиепископ Херсонский и Таврический. Остатки христианских древностей в Крыму. Уезд Феодосийский // Записки Одесскаго общества истории и древностей. Том первый. Отделение второе. — Одесса: Городская типография, 1844. — 667 с. С. 320-328.
  5. Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. — Симферополь : Ариал, 2015. — 448 с.
  6. Храм у горы Килиса-Кая [Электронный ресурс] // Открытая археология : [сайт]. — URL: http://открытаяархеология.рф/monuments/храм-у-горы-килиса-кая (дата обращения: 30.09.2020).
  7. Горный Крым [Электронный ресурс] // ЭтоМесто : [сайт]. — URL: http://www.etomesto.ru/map-krym_gornyi/ (дата обращения: 30.09.2020).
  8. Археологи нашли в Крыму уникальный средневековый византийский собор [Электронный ресурс] // ПРАВОСЛАВИЕ.RU : [сайт]. [16.11.2016]. — URL: https://pravoslavie.ru/98677.html (дата обращения: 29.11.2020).
  9. Таракташ, Судак, Крым. [Электронный ресурс] // YuoTube : [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=OWk0Ow6TDnc&feature=emb_logo (дата обращения: 03.10.2020).
  10. Средневековый храм, найденный в окрестностях Судака. [Электронный ресурс] // Отдых в Крыму : [сайт]. [11.03.2019]. — URL: https://www.crimeasearch.com/guide/sudak/srednevekovyy-khram-naydennyy-v-okrestnostyakh-sudaka/ (дата обращения: 03.10.2020).
  11. Верста // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1892.  Т. VI. — 489 с. С. 51—52.
  12. Буров Г. М. Энциклопедия крымских древностей : Археологический словарь Крыма. — К. : Издательский дом «Стилос», 2006. — 528 с., 179 с. ил., 24 с. цвет. ил.
  13. Солея // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб: Типография Акционерного Общества «Издательское Дело», Брокгауз-Ефрон, 1900.  Т. ХХХ-а. — 509 с. С. 751.

Оставьте комментарий